Психологическая экспертиза

Cудебно-психологическая экспертиза

К компетенциисудебно-психологической экспертизы(далееСПЭ)относится экспертиза в отношении лиц, чье психическое здоровье не вызывает сомнения у следственных органов или подтверждается заключением судебно-психиатрической экспертизы. В отличие от судебно-психиатрической экспертизы, СПЭ исследует психические проявления, не выходящие за пределы нормы, т.е. не являющиеся патологическими.

В ФБУ Забайкальская ЛСЭ Минюста России не проводятся комплексные психолого-психиатрические экспертизы.

СПЭ не компетентна решать вопросы процессуального характера (определить достоверность показаний, определить мотивы преступного деяния и пр.), т.к. оценка этих фактов входит исключительно в компетенцию следственных и судебных органов.       

Специфика назначенияСПЭзаключается в том, что ее не рекомендуется назначать на самых начальных стадиях предварительного следствия, т.к. решение поставленных перед экспертизой вопросов чаще всего требует определенной информации об испытуемом (характеристики, показания свидетелей и др.).

Специфика СПЭ состоит также в том, что на ее проведение, в отличие от амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы, затрачивается значительное время: помимо обязательной беседы (часто длительной) в отношении испытуемого проводится экспериментально-психологическое обследование с применением большого количества методов и методик.Кроме того, полученные данные эксперту-психологу необходимо обработать и интерпретировать, что также требует значительного времени.

Общий предмет СПЭ —  особенности психической деятельности субъекта правовых отношений (подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, истца, ответчика и пр.), имеющие юридическое значение и влекущие определенные правовые последствия. Практика свидетельствует, что необходимость проведения СПЭ чаще всего возникает при расследовании уголовных преступлений.

Основным объектом исследования СПЭ является психическая деятельность подэкспертного лица в юридически значимых ситуациях.

К объектам СПЭ относятся материализованные источники информации о фактах и событиях, являющихся отражением психической деятельности человека. Такими источниками могут служить:

  • вещественные доказательства,
  • документы как особый вид доказательств,
  • протоколы допросов и следственных действий (протокол осмотра места происшествия, протокол освидетельствования на предмет алкогольного опьянения, сведения об использованном орудии, сведения об особенностях юридически значимой ситуации),
  • заключения судебных экспертиз,
  • справки, медицинские карты, характеристики с места учебы работы, жительства, трудовые книжки, послужные списки и т.п.,
  • продукты психической деятельности (авторские произведения, устная и письменная речь, рисунки, письма, дневники, предсмертные записки) и т.д.,
  • биографические и иные сведения о подэкспертном (данные об условиях развития, воспитания; обстоятельства, характеризующие его личность, жизненные цели, систему отношений),
  • фото- и видеодокументы.

Специфику исследования в отношении живых лиц составляет то, что подлежащий экспертизе субъект сам является носителем информации. Особенности его психической деятельности устанавливаются на основании экспертного исследования методами психологии.

Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей обвиняемого.

Задачей данного вида экспертизы является определение индивидуально-психологических особенностей обвиняемого и их влияния на его поведение во время совершения инкриминируемых ему деяний. Общими основаниями назначения СПЭ индивидуально-психологических особенностей обвиняемого для судебных и следственных органов являются: потребность в установлении обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности, выяснении мотивов и механизма преступления, раскрытии причин и условий (обстоятельств), способствовавших совершению преступления, а также в определении адекватного вида наказания с учетом индивидуального подхода. Юридической основой данного вида экспертизы является п. 3 ч. 1 ст. 74 УПК РФ и ст. 60 УК РФ.

Вопросы органа или лица, назначающего экспертизу:

  1. Каковы индивидуально-психологические особенности обвиняемого (подсудимого)?
  2. Имеются ли у обвиняемого такие индивидуально-психологические особенности, как…(перечисляются интересующие судебно-следственные органы особенности личности обвиняемого, например, повышенная враждебность, агрессивность, возбудимость, подчиняемость, внушаемость)?
  3. Могли ли индивидуально-психологические особенности обвиняемого оказать существенное влияние на его поведение во время совершения, инкриминируемого ему деяния?

Судебно-психологическая экспертиза аффекта у обвиняемого. 

Проводится для установления юридически значимых эмоциональных состояний для квалификации судебно-следственными органами преступлений по ст. 107, 113 УК РФ.

Вопросы органа или лица, назначающего экспертизу:

  1. Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?
  2. Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемого ему деяния в каком-либо эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?
  3. Мог ли обвиняемый с учетом его эмоционального состояния в период свершения инкриминируемого ему деяния адекватно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации?

Судебно-психологическая экспертиза способности несовершеннолетнего обвиняемого с отставанием в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими. 

Проводится для установления отсутствия/наличия у несовершеннолетнего обвиняемого отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством* (ч. 3 ст. 20 УК РФ).

Вопросы органа или лица, назначающего экспертизу:

  1. Имеется ли у несовершеннолетнего обвиняемого отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством?
  2. С какими причинами связано отставание несовершеннолетнего в психическом развитии?
  3. Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего обвиняемого и конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий?
  4. Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего обвиняемого и конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере руководить своими действиями?

* Для проведения данного вида экспертизы необходимо обязательно предоставить заключение или справку психиатра о том, что несовершеннолетний психическим расстройством не страдает и на учете у психиатра не находится.

Судебно-психологическая экспертиза свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания. 

Способность давать показания может быть нарушена в силу непатологических особенностей психики, в первую очередь связанных с фактором интеллектуального и личностного развития. Эти случаи входят в компетенцию СПЭ, и объектом ее преимущественно выступают особенности психической деятельности малолетних и несовершеннолетних потерпевших и свидетелей (потерпевшие, свидетели, в отношении которых у судебно-следственных органов возникают сомнения в их способности давать показания по рассматриваемому уголовному делу – для применения п.4 ст. 196 УПК РФ).

Вопросы органа или лица, назначающего экспертизу:

  1. Учитывая особенности психической деятельности свидетеля (потерпевшего), его психическое состояние в период восприятия интересующих следствие событий и конкретные условия восприятия, мог ли он правильно воспринимать обстоятельства дела?
  2. Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) признаки отставания в психическом развитии, существенно влияющие на способность правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить информацию?
  3. Мог ли свидетель (потерпевший) давать правильные показания об интересующих следствие обстоятельствах?
  4. Способен ли свидетель (потерпевший) давать показания в настоящее время?
  5. Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) какие-либо индивидуально-психологические особенности (например, повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, зависимость и др.), которые могли существенно повлиять на его способность правильно воспринимать обстоятельства, запоминать и давать правильные показания?

Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам о сексуальных преступлениях. 

Проводится дляустановления способности потерпевших понимать характер и значение совершаемых с ними насильственных сексуальных действий или оказывать сопротивление виновному для определения судебно-следственными органами беспомощного состояния как квалифицирующего признака составов преступления по ч. 1 ст. 131 УК РФ и ч. 1 ст. 132 УК РФ (беспомощное состояние обусловлено психологическими факторами, не относящимися к психической патологии).

Вопросы органа или лица, назначающего экспертизу:

  1. Учитывая уровень психического развития, возрастные и индивидуально-психологические особенности, могла ли потерпевшая (потерпевший) понимать характер и значение совершаемых в отношении нее (него) действий и оказывать сопротивление в криминальной ситуации?
  2. Могла ли она (он) по своему психическому состояние правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать показания?

Судебно-психологическая экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством.

Проводится для установления наличия/отсутствия психического состояния, предрасполагающего к самоубийству; раскрытие причинных связей, способствующих суициду, провоцирующих его (для применения ст. 110 УК РФ, п. «б» ч. 1 ст. 63 УК РФ).

Вопросы органа или лица, назначающего экспертизу:

  1. В каком психическом состоянии находился подэкспертный в период, предшествующий самоубийству?
  2. Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого (указать: изнасилование или такие действия, которые квалифицируются следствием как угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства) и возникновением и развитием психического состояния потерпевшего в период, предшествующий самоубийству?